Обучение русскому языку в условиях компетентностной модели образования

Скачать в формате .doc (38 КБ)

(Доклад на заседании ГМО учителей русского языка и литературы 28.08.2012 г.)

     Основная задача педагога, использующего компетентностый подход в преподавании языка,- создание открытого языкового пространства, условий, приближенных к естественному общению, переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения.
Воспитание компетентного человека – главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную , со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования и пояснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие «компетенция», которое употребляется применительно к целям обучения.
     Научить русскому языку – значит обеспечить формирование компетенций: лингвистической, языковой , коммуникативной. Одной из приоритетных компетенций, на мой взгляд, является коммуникативная, так как язык- это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Отсюда коммуникативная компетенция – выбор и реализация программ речевого общения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной речевой ситуации.
Применительно к урокам русского языка это может быть диалоговое общение, монологическая речь, речевая ситуация, рассказ по картинке, устный пересказ прочитанного текста, 5- 7 классы – отработка речевых навыков в процессе игры и т.д.
Согласно нормативным документам, в понятие «коммуникативная компетенция» включаются следующие показатели:
*осведомлённость в лингвистической теории, осознание её как системы правил и общих  предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;
* знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности;
* владение основными языковыми (опознавать, классифицировать) и речевыми (выбирать, актуализировать) умениями.

     В своей практике применяю групповую форму работы, работу в парах, организую уроки – консультации , когда в роли консультантов выступают сами учащиеся, самопроверку и самоконтроль, использую разноуровневые задания.
Немаловажную роль в обучении играет интеграция. Это использование в работе классических текстов, обращение к живописи, музыкальные фрагменты или заставки, а также деловое общение.
Коммуникативное обучение – это такой способ организации образовательного процесса, при котором отношения между учителем и учениками основаны на сотрудничестве, равноправном речевом партнёрстве.
Переход из начальной школы в среднее звено – процесс очень сложный. Нужно закрепить основы самостоятельности, умения учиться, Навыки общения и сотрудничества. Именно в этот период ребёнок нуждается в самооценке, самоутверждении и самореализации.

      На уроках русского языка в 5-6 классах учащиеся учатся оценивать свои работы по простым критериям:
- правильность,
— полнота,
— чёткость ответа
— доказательность,
— логичность,
-самостоятельность.

     7- 8 классы, когда работа усложняется, это могут быть оценочные листы, в которые сами учащиеся заносят результаты своей работы, оценки, выставленные учителем, или рецензия учителя на выполненную работу.
В процессе обучения можно выделить основные ключевые моменты:
- изучать,
— искать,
— думать,
— сотрудничать,
— приниматься за дело.

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.
Лингвистическая компетенция предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи, её законов, правил, структуры, умение анализировать и классифицировать языковые явления.
На данном этапе важную роль будут выполнять разноуровневые задания, когда идёт процесс обучения от простого к сложному:
Например, 1 уровень – 5-6 классы – творческая устная или письменная работа (сочинение лингвистической сказки, весёлого рассказа). При оценке учитывается умение делать текст связным, тематически единым, композиционно оформленным.
2 уровень – 7 – 9 классы- изложение, рецензия, устный ответ. Оценивается логика, стиль, авторство, уместность.
3 уровень – 10 – 11 классы – защита реферата, создание проектов, сочинение на литературную тему, сочинение – рассуждение.
В плане подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ использую в соей работе групповую форму работы, презентации, а также новые формы и методы работы с текстом (компьютерный набор текста, редактирование, вывод текста в печать) . Продолжаем работу по созданию школьной газеты «Эрудит».
Коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью и зачем. Формирование данных навыков возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.

      При оценке устных ответов старшеклассников в своей практике использую следующие критерии:
1. Адекватность ответа, соответствие ответа вопросу.
2. Аргументированность и обоснованность.
3. Использование различных источников информации( статистические данные, средства массовой информации), книги, журналы, беседы со специалистами, экспертами, т.д.
4. Выражение собственной позиции (высказывание личного отношения, мнения).
Те же моменты учитываются и при подготовке учащихся к ЕГЭ (выполнение задания С).
Компетентностный подход усиливает практическую направленность процесса обучения, включает в него ситуацию применения знаний и умений в конкретных жизненных условиях.
Современный заказ государства школе обязывает учителя работать над формированием мировоззрения ребёнка и его адаптации в социуме, осознанного выбора профессии, серьёзного отношения к своему здоровью, лояльности поведения на арене востребованности трудовой занятости.
Осуществлению компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы способствуют следующие эффективные условия:
— переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения,
— интеграция предметов,
— коммуникативно – деятельностный подход в обучении,
— личностно – ориентированный подход,
— развитие словесно – логического мышления,
— создание ситуации успеха,
— демократический стиль общения,
— диалогизация и индивидуализация при обучении.