Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗОТ)

Составитель: к. п. н., доцент кафедры психологии Кириленко И.Н.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

  • это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
  • это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
    которого    составляют    морфологические    и    функциональные    резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

  • это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
    моральная      сила,      побуждающая      к      созидательной      деятельности (педагогическое определение);
  • это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
    общего     душевного     комфорта,     адекватная     поведенческая     реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно — информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В отношении здоровьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье — это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Факторы, влияющие на здоровье: биологические, среда, социальные, образ жизни.

Качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся и педагогов определяются следующие показатели:

- интеллектуальная и физическая работоспособность;

- физическое развитие и общая физическая подготовленность;

- психологическая адекватность и уравновешенность;

- совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, здорового образа жизни;

- психофизическая готовность учителя к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, — это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
    требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с
    возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и
    гигиеническими требованиями);
  • соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным
    возможностям ребенка;
  • необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный
    двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров О.В.) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1.     Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка

  • образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти,
  • мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной
  • возрастной группы.
  • 3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  • 4. Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
  • Целью здоровьесберегающей образовательной технологии выступает обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости от социального заказа, потребностей общества, представлений о задачах системы образования.  На основе логически складывающихся представлений о здоровьесберегающей образовательной системе можно заключить, что общая цель в образовании должна состоять в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая: осуществляется на основе биологических и со­циальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуаль­ные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на­правленность действий педагога в соответствии с природными возможностя­ми ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивиду­альное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

 адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на
здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние
собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.

Литература:

1. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М., 2002.