Тема урока: Богатство родного языка. (Итоговый урок по теме «Лексика»)
Цели урока:
Образовательные:
Знать лексический состав языка, происхождение и стилистические особенности, смысловые отношения, применение и употребление в речи с целью её обогащения.
Развивающие:
Развивать навык работы с готовым текстом, умение создавать свой текст и развивать творческое воображение, определять лексическое значение слов, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас развивать умение работать в группах развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Воспитательные:
Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей.
Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку.
Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оформление урока:
1. Иллюстративный материал.
2. Словари.
3. Музыкальное оформление.
4. Декорации.
5. Раздаточный материал.
План урока:
- Сценарий «Трое из Простоквашино».
- Словарная работа на доске и в тетрадях.
- Защита газеты «За чистоту языка».
- Презентация костюмов «Как одевались на Руси».
- Выполнение упражнений учебника к разделу «Лексика».
- Тестовые задания к разделу «Лексика».
- Комплексный анализ текста.
Ход урока:
I. Сообщается тема урока, цели.
(Звучит музыка из мультфильма «Трое из Простоквашино».)
Автор: … Папа с мамой совсем уже соскучились без Дяди Фёдора. И жизнь им не мила стала. Раньше у них всё не было времени Дядей Фёдором заниматься: хозяйство их заедало, телевизор и газеты вечерние. А теперь у них столько времени объявилось, что на двух дядей Фёдоров хватило бы.
Не знали, куда это время девать. Они всё время про Дядю Фёдора говорили и в почтовый ящик заглядывали – нет ли писем из деревни Простоквашино.
Сегодня мы сами отправимся в Простоквашино и постараемся всё выяснить.
(Простоквашино. Дом. На завалинке у дома сидит Кот и потирает лапы. Холодно.)
Кот: Дрова надо заготавливать – зима на носу. (Кричит)
Дядя Фёдор!
(Высовывается из окна Дядя Фёдор)
— Дядя Фёдор, в лес надо ехать – берёзу пилить. Берёзовые дрова — самые лучшие.
Дядя Фёдор (из окна): А мне берёзы жалко. Вон они какие красивые!
Кот: Ты, Дядя Фёдор, не о красоте думай, а о морозах. Как ударит сорок градусов, что ты будешь делать?
Дядя Фёдор: Не знаю. Только если все начнут берёзы на дрова пилить, у нас вместо леса одни пеньки останутся.
Пёс (высовывается из будки): Верно. Это только для старушек хорошо, когда в лесу одни пеньки. На них сидеть можно. А что будут птицы делать и зайцы? Ты о них подумал?
Кот (кричит): Буду я ещё о зайцах думать! А обо мне кто подумает?
Пёс: Хворост надо заготовлять!
Дядя Фёдор: Молодец , Шарик! Мы так и сделаем.
Кот (рассердился): Вы что? От этого хвороста не тепло будет, а треск один. Я лучше по-другому сделаю. Дядя Фёдор, дай мне бумагу и карандаш.
Дядя Фёдор (протягивает ему бумагу): Ты что придумал?
Кот: Письмо напишу учёным. Чтобы солнце маленькое прислали. Домашнее.
Дядя Фёдор: Бывают такие солнца?
Кот: Вот увидишь. (Пишет.) «Москва. Институт Солнца, отдел Восходов и Заходов, учёному у окна, в халате без пуговиц. У которого разные шнурки». (Дяде Фёдору) Мы с ним близко знакомы. Он меня колбасой угощал. (Пишет.)
«Дорогой учёный! Пришлите нам, пожалуйста солнце домашнее.
А то Дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Пришлите – не то замёрзнем.
Уважающий вас Матроскин – «Кот по хозяй ственной части».
(Встал.) Пойду на почту отнесу. (Уходит.)
Пёс: Это он хорошо про солнце придумал. Мне бы в будку такое! (Уходят. Звучит песенка Матроскина)
Выходят на сцену и кланяются.
Автор:
Роли исполняли:
Дядя Фёдор – Беседин Евгений,
Кот Матроскин — Севостьянов Евгений,
Пёс Шарик – Ткачёв Владимир,
Слова автора – Плашиннова Галина.
Учитель: 1. Ребята, вы прослушали диалог. А какая лексика здесь была использована?
2.Укажите тропы.
Д/З: Любимый мультик… Каким бы вам хотелось видеть его продолжение? Сочините сценарий новой серии любимого мультфильма. При подготовке подумайте, какую мысль вы будете раскрывать в этой серии (или сцене) ? Кто в ней участвует? Как её лучше и конкретнее озаглавить?
( Задание даётся сильной группе учащихся)
А теперь следующий вопрос:
По каким признакам можно определить заимствованные слова?
1) Если слово начинается с гласной А илиЭ.
2) Наличие буквы Ф и сочетаний КЕ, ХЕ, ГЕ.
3) Слова с сочетаниями БЮ, ВЮ, КЮ, МЮ, ПЮ, РЮ.
4) Сочетания в слове двух и более гласных.
II. Работа с доской
футбол- англ.
волейбол- англ.,
биатлон- нем.,
брасс – фр.,
коммюнике – фр., официальное сообщение преимущественно по вопросам международного характера,
дипломат – фр., должностное лицо в ведомстве иностранных дел, уполномоченное осуществлять официальные соглашения на международном уровне;
палитра – польск., дощечка, на которой художник смешивает краски;
гравюра – фр., высекать, вырезать на дереве, на металле;
фортепьяно – нем., ударный клавишный струнный музыкальный инструмент;
нота – лат., графическое изображение музыкального звука, а также сам звук,
– итальянское,…созвучие, сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство.
Сколько же всё – таки слов в нашем языке? В «Словаре современного русского литературного языка» (он состоит из 17 томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.
Почаще обращайтесь к словарям, энциклопедиям, справочникам.
Совет Александра Сергеевича Пушкина:
«Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений!»
- Как вы понимаете смысл этих строк?
- Из каких языков чаще всего приходят слова в наш язык?
«Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»
И.С.Тургенев.
III. Посмотрите на доску. Редколлегия класса выпустила газету под названием
«Мы за чистоту языка».
О том, как это всё происходит, узнаем у________________________.
(Защита газеты)
(Читает стихотворение А. Шибаева «Родной язык мой русский».
Даёт краткий комментарий к содержанию газетных статей.)
В день солнечный июльский-
Цветы, цветы вокруг!..
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти-
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия.
Нет таких звуков, образов и мыслей- сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г. Паустовский.
Учитель: Сегодня на уроке у нас целый ящик пословиц и поговорок о слове.
(Трое учащихся выходят, выносят ящик с пословицами и поговорками. Читают их.)
СЛОВО – это главное основное оружие писателя, поэта. С помощью слова он выражает свои мысли, чувства, переживания.
Композитор выражает их в музыке,
Художник – на картине.
Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни, романсы, оперы.
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Н.Заболоцкий.
Учащиеся читают пословицы и поговорки.
- Слово пуще стрелы разит.
- Язык до Киева доведёт.
- Мал язычок, а горами кидает.
- Сказка – складка – песня – быль.
- Из песни слова не выкинешь.
- По песне и припев.
- Доброе слово сказать – посошок в руку дать.
- Не говори обиняком, говори прямиком.
- Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
- С песней дело спорится.
- От доброго слова язык не отсохнет.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет.
- Ласковым словом и камни растопишь.
- На словах города берёт, а на деле ни шагу вперед.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
- Твоими бы устами да мёд пить.
- Слово – не воробей – вылетит — не поймаешь.
- Без языка и колокол нем.
- Не бросай слов на ветер.
- На чужой роток не накинешь платок.
- Что написано пером, того не вырубишь топором.
- Слово – серебро, молчание – золото
- Словами горю не поможешь.
- У кого что болит, тот о том и говорит.
- Из пустого в порожнее переливает.
- Собака лает – ветер носит.
- Соловья баснями не кормят.
- И речисто, да не чисто.
- Востёр язык , да дурной голове достался.
- Сам на печи, нос в горшочке, а язык на речке.
IV. Учитель: Устаревшие слова и неологизмы сейчас будут представлены в небольшой презентации «Как одевались на Руси».
Представляет______________________________________________________
В данные времена на Руси была многослойность в одежде. Это придавало элегантность и особую стройность. Девушки носили широкие пояса и к ним пришивали маленькие мешочки для подарков.
Ноги обёртывали онучами из белого «свейского» сукна или холста и надевали лапти, плетённые из вязового или липового лыка, или чулки белой шерсти и кожаные башмаки – коты, которые для украшения фигурно пробивались медной проволокой спереди и сзади. Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелья жемчуга , граната, янтарные бусы, приносившие, согласно поверью, здоровье и счастье. Большой любовью пользовались крупные серьги. Своеобразным украшением были нежные, легко подвижные «пушки» — шарики, сплетенные из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами.
Знатные люди стали надевать несколько одежд, что говорило об их благосостоянии. Рубаха стала нижней одеждой в костюме знати. Поверх неё обычно надевали зипун. Для крестьян это была верхняя одежда, а бояре носили ее только дома. Сверху зипуна обычно надевали кафтан, который обязательно закрывал колени. Одной из парадных одежд, которую надевали поверх кафтана, ферязь. В рукав обычно продевали лишь правую руку, а левый рукав спускали вдоль тела до земли. Так появилась пословица «работать спустя рукава». Специфической одеждой была шуба. Её носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь. На Руси принято было шить шубы мехом внутрь. Каким бы дорогим не был мех, он служил лишь подкладкой. Сверху шубу покрывали сукном, парчой или бархатом. А носили шубу даже летом и даже в помещении. Шубка полюбилась и женщинам. Самобытной русской одеждой стала душегрея. Её шили из дорогих тканей и вышивали узорами. С XVI века в моду вошел сарафан из нескольких сшитых кусков ткани. Царское облачение ничем не отличалось от повседневной одежды знати. Только в торжественных случаях он облачался в драгоценные одежды, чтобы поразить заморских послов своей роскошью и богатством.
На втором образце представлена старинная одежда – кафтан и камзол времен императора Петра II, а также одежда 16-17 века (шапка, шуба, сапоги).
Со второй половины XX века во всём мире популярен молодёжный стиль одежды. Среди молодёжных подстилей можно выделить граффити – украшение летних маек, джинсовых рубашек и курток принтами и вышивкой. Это может быть что угодно: детские рисунки, таинственные надписи на древних языках, тексты любимых песен. Молодому человеку позволительно носить одежду в стиле диско. По – прежнему в молодёжной одежде актуален стиль гранж – небрежность, дыры в одежде, бахрома, заплатки, потёртости, торчащие нитки. Тем не менее одежда в этом стиле шьётся из дорогих материалов и стоит не дёшево.
(Комментарий к рисунку на актуальную тему).
V. Выполнение упражнений учебника: упр. 712, стр. 53 (2).
Задание № 1 (выполняется устно)
Прочитайте фрагмент из русской народной сказки, который запечатлен художником на картине.
(1 из учащихся читает фрагмент сказки).
Задание № 3. (Работа с устаревшими словами):
Сафьяновый-тонкая, ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.
Скатный (жемчуг) – украшение.
Парча – декоративная ткань с шёлковой основой.
Голевой – голый, неодетый, необутый.
Кафтан – старинная верхняя одежда в талию, длиной до колен, однобортная, с длинными рукавами и прорезными карманами.
Кушак – пояс или опояска; широкая тесьма либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одежде.
Яхонты – драгоценные камни. (Красный – рубин, синий – сапфир, вишнёвый – аметист, жёлтый – гиацинт. Яхонтовое ожеоелье)
Червлёный – багряный, багровый, ярко – малиновый.
I. Д/З: (Даётся группе учащихся). Учебник. Выполнить задание №3 в упражнении 712, стр.53.Дополнить текст описанием одежды героев, используя устаревшие слова. (10 уч – ся).
II. Д/З: Отгадать кроссворд. По горизонтали: 1. Искусственное русло.
4. Стадо лошадей или оленей.
5. Наружный запёкшийся слой хлеба.
По вертикали: 1. Площадка для катания на коньках.
- Несколько инструментов, предназначенных для какой – либо работы, например, для выпиливания.
- Узкая полоска ткани.
1 |
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
- Найдите среди ответов иноязычные слова.
VI. Итак, сделаем вывод по уроку.
1. Лексика – это словарный состав языка.
2. По происхождению выделяют слова исконно – русские и иноязычные.
3. По стилистическим особенностям – нейтральные, книжные и разговорные.
4. По способу употребления:
общеупотребительные;
диалектные;
профессиональные;
устаревшие слова;
слова – неологизм.
5.По лексическому значению
однозначные;
многозначные;
прямое значение;
переносное значение;
6. По смысловым отношениям
синонимы;
омонимы;
антонимы.
Учащиеся представляют словари – справочники.
Стихотворение Я. Козловского об омонимах.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда важна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
Оценки за урок.
(Если останется на уроке время, можно предложить учащимся выполнить или начать выполнять комплексный анализ текста по теме «Лексика».