Урок русского языка в 5 классе

Тема урока:  Богатство родного языка.  (Итоговый урок по теме «Лексика»)

Цели урока:

Образовательные:

Знать лексический состав языка, происхождение и стилистические особенности, смысловые отношения, применение и употребление в речи с целью её обогащения.

Развивающие:

Развивать навык работы с готовым текстом,  умение создавать свой текст и развивать творческое воображение, определять лексическое значение слов, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас развивать умение работать в группах развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.

Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей.

Воспитывать культуру речи,  любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку.

Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оформление урока:

1. Иллюстративный материал.
2. Словари.
3. Музыкальное оформление.
4. Декорации.
5. Раздаточный материал.

План урока:

  1. Сценарий «Трое из Простоквашино».
  2. Словарная работа на доске и в тетрадях.
  3. Защита газеты «За чистоту языка».
  4. Презентация костюмов «Как одевались на Руси».
  5. Выполнение упражнений учебника к разделу «Лексика».
  6. Тестовые задания к разделу «Лексика».
  7. Комплексный анализ текста.

           Ход урока:

I. Сообщается тема урока, цели.

(Звучит музыка из мультфильма «Трое из Простоквашино».)

Автор: … Папа с мамой совсем уже соскучились без Дяди Фёдора. И жизнь им не мила стала. Раньше у них всё не было времени Дядей Фёдором заниматься: хозяйство их заедало, телевизор и газеты вечерние. А теперь у них столько времени объявилось, что на двух дядей Фёдоров хватило бы.

     Не знали, куда это время девать. Они всё время про Дядю Фёдора говорили и в почтовый ящик заглядывали – нет ли писем из деревни Простоквашино.

     Сегодня мы сами отправимся в Простоквашино и постараемся всё выяснить.

(Простоквашино. Дом. На завалинке у дома сидит Кот и потирает лапы. Холодно.)

Кот:   Дрова надо заготавливать – зима на носу. (Кричит)

            Дядя Фёдор!

          (Высовывается из окна Дядя Фёдор)

           — Дядя Фёдор, в лес надо ехать – берёзу пилить. Берёзовые  дрова —  самые лучшие.

Дядя Фёдор (из окна): А мне берёзы жалко. Вон они какие красивые!

Кот: Ты, Дядя Фёдор, не о красоте думай, а о морозах. Как ударит              сорок градусов,  что ты будешь делать?

Дядя Фёдор: Не знаю. Только если все начнут берёзы на дрова пилить, у нас вместо леса одни пеньки останутся.

Пёс (высовывается из будки): Верно. Это только для старушек хорошо, когда в лесу одни пеньки. На них сидеть можно. А что будут птицы делать и зайцы? Ты о них подумал?

Кот (кричит): Буду я ещё о зайцах думать! А обо мне кто подумает?

Пёс: Хворост надо заготовлять!

Дядя Фёдор: Молодец , Шарик! Мы так и сделаем.

Кот (рассердился): Вы что? От этого хвороста не тепло будет, а треск один. Я лучше по-другому сделаю. Дядя Фёдор, дай мне бумагу и карандаш.

Дядя Фёдор (протягивает ему бумагу): Ты что придумал?

Кот: Письмо напишу учёным. Чтобы солнце маленькое прислали. Домашнее.

Дядя Фёдор: Бывают такие солнца?

Кот: Вот увидишь. (Пишет.) «Москва. Институт Солнца, отдел Восходов и Заходов, учёному у окна, в халате без пуговиц. У которого разные шнурки». (Дяде Фёдору) Мы с ним близко знакомы. Он меня колбасой угощал. (Пишет.)

«Дорогой учёный! Пришлите нам, пожалуйста солнце домашнее.

А то Дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Пришлите – не то замёрзнем.

Уважающий вас Матроскин – «Кот по хозяй ственной части».

(Встал.) Пойду на почту отнесу. (Уходит.)

Пёс: Это он хорошо про солнце придумал. Мне бы в будку такое! (Уходят. Звучит песенка Матроскина)

Выходят на сцену и кланяются.

Автор:

Роли исполняли:

Дядя Фёдор – Беседин Евгений,

Кот Матроскин —  Севостьянов Евгений,

Пёс Шарик – Ткачёв Владимир,

Слова автора – Плашиннова Галина.

Учитель: 1. Ребята, вы прослушали диалог. А какая лексика здесь была использована?

                   2.Укажите тропы.

Д/З: Любимый мультик… Каким бы вам хотелось видеть его продолжение? Сочините сценарий новой серии любимого мультфильма. При подготовке подумайте, какую мысль вы будете раскрывать  в этой серии (или сцене) ? Кто в ней участвует? Как её лучше и конкретнее озаглавить?

                     ( Задание даётся сильной группе учащихся)

А теперь следующий вопрос:

По каким признакам можно определить заимствованные слова?

1) Если слово начинается с гласной А илиЭ.

2)    Наличие буквы Ф и сочетаний КЕ, ХЕ, ГЕ.

3)    Слова с сочетаниями БЮ, ВЮ, КЮ, МЮ, ПЮ, РЮ.

4)    Сочетания в слове двух и более гласных.

II. Работа с доской

футбол-  англ.

волейбол- англ.,

биатлон- нем.,

брасс – фр.,

коммюникефр., официальное сообщение преимущественно по вопросам международного характера,

дипломат фр., должностное лицо в ведомстве иностранных дел, уполномоченное осуществлять официальные соглашения на международном уровне;

палитра польск., дощечка, на которой художник смешивает краски;

 гравюра фр., высекать, вырезать на дереве, на металле;

фортепьяно нем., ударный клавишный струнный музыкальный инструмент;

ноталат., графическое изображение музыкального звука, а также сам звук,

итальянское,…созвучие, сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство.

Сколько же всё – таки слов в нашем языке? В «Словаре современного русского литературного языка» (он состоит из 17 томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.

Почаще обращайтесь к словарям, энциклопедиям, справочникам.

Совет Александра Сергеевича Пушкина:

«Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений!»

- Как вы понимаете  смысл этих строк?

- Из каких языков чаще всего приходят слова в наш язык?

«Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»

И.С.Тургенев.

III. Посмотрите на доску. Редколлегия класса выпустила газету под названием

«Мы за чистоту языка».

О том, как это всё происходит, узнаем у________________________.

(Защита газеты)

(Читает стихотворение А. Шибаева «Родной язык мой русский».

Даёт краткий комментарий к содержанию газетных статей.)

В день солнечный июльский-
Цветы, цветы вокруг!..
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти-
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было  бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия.

Нет таких звуков, образов и мыслей- сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К.Г. Паустовский.

 

Учитель: Сегодня на уроке у нас целый ящик пословиц и поговорок о слове.

(Трое учащихся выходят, выносят ящик с пословицами и поговорками. Читают их.)

СЛОВО – это главное основное оружие писателя, поэта. С помощью слова он выражает свои мысли, чувства, переживания.

Композитор выражает их в музыке,

Художник – на картине.

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни, романсы, оперы.

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Н.Заболоцкий.

 

Учащиеся  читают пословицы и поговорки.

  1. Слово пуще стрелы разит.
  2. Язык до Киева доведёт.
  3. Мал язычок, а горами кидает.
  4. Сказка – складка – песня – быль.
  5. Из песни слова не выкинешь.
  6. По песне и припев.
  7. Доброе слово сказать – посошок в руку дать.
  8. Не говори обиняком, говори прямиком.
  9. Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
  10. С песней дело спорится.
  11. От доброго слова язык не отсохнет.
  12. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  13. С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет.
  14. Ласковым словом и камни растопишь.
  15. На словах города берёт, а на деле ни шагу вперед.
  16. Не спеши языком, торопись делом.
  17. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
  18. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
  19. Твоими бы устами да мёд пить.
  20. Слово – не воробей – вылетит —  не поймаешь.
  21. Без языка и колокол нем.
  22. Не бросай слов на ветер.
  23. На чужой роток не накинешь платок.
  24. Что написано пером, того не вырубишь топором.
  25. Слово – серебро, молчание – золото
  26. Словами горю не поможешь.
  27. У кого что болит, тот о том и говорит.
  28. Из пустого в порожнее переливает.
  29. Собака лает – ветер носит.
  30. Соловья баснями не кормят.
  31.  И речисто, да не чисто.
  32. Востёр язык , да дурной голове достался.
  33. Сам на печи, нос в горшочке, а язык на речке.

IV.  Учитель:   Устаревшие слова и неологизмы сейчас будут представлены в небольшой презентации «Как одевались на Руси».

Представляет­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________________

       В данные времена на Руси была многослойность в одежде.  Это придавало элегантность и особую стройность. Девушки носили широкие пояса и к ним пришивали маленькие мешочки для подарков.

      Ноги обёртывали онучами из белого «свейского» сукна или холста и надевали лапти, плетённые из вязового или липового лыка, или чулки белой шерсти и кожаные башмаки – коты, которые для украшения фигурно пробивались медной проволокой спереди и сзади. Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелья жемчуга , граната, янтарные бусы, приносившие, согласно поверью, здоровье и счастье. Большой любовью пользовались крупные серьги. Своеобразным украшением были нежные, легко подвижные «пушки» — шарики, сплетенные из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами.

    Знатные люди стали надевать несколько одежд, что говорило об их благосостоянии. Рубаха стала нижней одеждой в костюме знати. Поверх неё обычно надевали зипун. Для крестьян это была верхняя одежда, а бояре носили ее только дома. Сверху зипуна обычно надевали кафтан, который обязательно закрывал колени. Одной из парадных одежд, которую надевали поверх кафтана, ферязь. В рукав обычно продевали лишь правую руку, а левый рукав спускали вдоль тела до земли. Так появилась пословица «работать спустя рукава». Специфической одеждой была шуба. Её носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь. На Руси принято было шить шубы мехом внутрь. Каким бы дорогим не был мех, он служил лишь подкладкой. Сверху шубу покрывали сукном, парчой или бархатом. А носили шубу даже летом и даже в помещении. Шубка полюбилась и женщинам. Самобытной русской одеждой стала душегрея. Её шили из дорогих тканей и вышивали узорами. С XVI века в моду вошел сарафан из нескольких сшитых кусков ткани. Царское облачение ничем не отличалось от повседневной одежды знати. Только в торжественных случаях он облачался в драгоценные одежды, чтобы поразить заморских послов своей роскошью и богатством.

    На втором образце представлена старинная одежда – кафтан и камзол времен императора Петра II, а также одежда 16-17 века (шапка, шуба, сапоги).

       Со второй половины XX века во всём мире популярен молодёжный стиль одежды. Среди молодёжных подстилей можно выделить граффити – украшение летних маек, джинсовых рубашек и курток принтами и вышивкой. Это может быть что угодно: детские рисунки, таинственные надписи на древних языках, тексты любимых песен. Молодому человеку позволительно носить одежду в стиле диско. По – прежнему в молодёжной одежде актуален стиль гранж – небрежность, дыры в одежде, бахрома, заплатки, потёртости, торчащие нитки. Тем не менее одежда в этом стиле шьётся из дорогих материалов и стоит не дёшево.

     (Комментарий к рисунку на актуальную тему).

V. Выполнение упражнений учебника:  упр. 712, стр. 53 (2).

Задание № 1 (выполняется устно)

Прочитайте фрагмент из русской народной сказки, который запечатлен художником на картине.

(1 из учащихся читает фрагмент сказки).

Задание № 3. (Работа с устаревшими словами):

Сафьяновый-тонкая, ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.

Скатный (жемчуг) – украшение.

Парча – декоративная ткань с шёлковой основой.

Голевой – голый, неодетый, необутый.

Кафтан – старинная верхняя одежда в талию, длиной до колен, однобортная, с длинными рукавами и прорезными карманами.

Кушак – пояс или опояска; широкая тесьма либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одежде.

Яхонты – драгоценные камни. (Красный – рубин, синий – сапфир, вишнёвый – аметист, жёлтый – гиацинт. Яхонтовое ожеоелье)

Червлёный – багряный, багровый, ярко – малиновый.

I.       Д/З: (Даётся группе учащихся).  Учебник. Выполнить задание №3 в упражнении 712, стр.53.Дополнить текст описанием одежды героев, используя устаревшие слова. (10 уч – ся).

II.        Д/З: Отгадать кроссворд.  По горизонтали: 1. Искусственное русло.

4. Стадо лошадей или оленей.

5. Наружный запёкшийся слой хлеба.

По вертикали: 1. Площадка для катания на коньках.

  1. Несколько инструментов, предназначенных для какой – либо работы, например, для выпиливания.
  2. Узкая полоска ткани.

1

 

2

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

  • Найдите среди ответов иноязычные слова.

VI. Итак, сделаем вывод по уроку.

1.   Лексика – это словарный состав языка.

2. По происхождению выделяют слова исконно – русские и иноязычные.

3. По стилистическим особенностям – нейтральные, книжные и разговорные.

4. По способу употребления:

общеупотребительные;
диалектные;
профессиональные;
устаревшие слова;
слова – неологизм.

5.По лексическому значению

однозначные;
многозначные;
прямое значение;
переносное значение;

6. По смысловым отношениям

синонимы;
омонимы;
антонимы.

Учащиеся представляют словари – справочники.

Стихотворение Я. Козловского об омонимах.

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда важна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.

Оценки за урок.

(Если останется на уроке время, можно предложить учащимся выполнить или начать выполнять комплексный анализ текста по теме «Лексика».