Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2009-2010 учебного года по русскому языку

Скачать в формате .doc (170 КБ)

9 класс

Вопрос №1

Поставьте ударение в словах, если надо – прокомментируйте свой выбор. Выделите слова, в которых возможны варианты ударений, найдите слово с двумя ударениями (основным и добавочным): агрономия, бензопровод, гусеница, иконопись, костюмированный,  обеспечение, рекрут, плесневеть, хаос, шасси.

Вопрос №2

Какой ряд слов соответствует одному и тому же орфографическому правилу:

а) скачок, блестящий, растение;

б) туманный, сумма, замеченный;

в) молоко, поросенок, огромный;

г) на кровати, из санатория, мешочек.

 Вопрос №3

Укажите разницу в лексическом значении слов, как называется такое явление в языке, составьте фразы с каждым из слов:

Величественный — величавый

Эффективный — эффектный

Экономия — экономика

 Вопрос №4

Какая общая сема (элемент лексического значения) объединяет слова плетень и сплетница? Как этимологическое родство этих слов отразилось на их правописании? Продолжите этот ряд этимологически родственными словами.

Вопрос №5

Каково значение слова Алтарь  в поэме А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «…Младой певец Нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре. Потух огонь на алтаре!»? Каково значение этого слова в современном русском языке?

Вопрос №6

Перед какими гласными буквами может писаться буква «Ъ»? Еще в каких случаях пишется буква «Ъ»?  Какие функции данная буква выполняет?

Вопрос №7

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: животина, мытарь, жертва, победа, колобок, ругань.

Слово

Современное членение

Историческое членение

Образец:

воскреснуть

воскрес-ну-ть

вос-крес-ну-ть (в этом слове тот же корень, что и в словах крест, кресало)

животина

мытарь

жертва

победа

колобок

ругань

Вопрос №8

Вспомните (не менее шести) устойчивых сочетаний русского языка со словом нос например, нос к носу) Каким представляется эта часть человеческого лица (или морды животного) в сознании русского человека?

Вопрос №9

У К.Г. Паустовского мы встречаем фразу «Спазма сжала мне горло». У Ф. М. Достоевского также имеется высказывание «… подавляла начинавшуюся горловую спазму».

Можно ли сказать, что здесь присутствует грамматическая ошибка?

Вопрос №10

Восстановите порядок слов и знаки препинания в стихотворении С. Есенина. Дайте синтаксическую характеристику предложений текста.

Мы, уходим, понемногу, теперь

В страну, ту, тишь, благодать, и, где.

Мне, и, скоро, в дорогу, может быть,

Пожитки, собирать, бренные

 II тур

Задание для 9 класса

 Напишите сочинение – миниатюру на одну из тем:

  1. Нам дан во владение самый богатый, меткий могучий и поистине волшебный русский язык. ( К.Г. Паустовский)
  2. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. (А. Куприн)
  3. Богатство языка есть богатство мыслей. (Н.М. Карамзин)

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2009-2010 учебного года по русскому языку

 

10 класс

Вопрос №1

Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря (замените, где необходимо, букву е на ё), сделав соответствующие пометы: гашеный, заплесневеть, корчевщик, мизерный, пресса, рельсы.

 Вопрос №2

В словаре В.И. Даля имеется такая поговорка: Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. Как вы понимаете смысл поговорки?

Вопрос №3

Какое из перечисленных слов является по смыслу лишним?

Медведица, учительница, певица, бабушка, зебра, ростовчанка, пациентка.

Вопрос №4

Просклоняйте параллельно слова «магазин» и «кипяток» в единственном числе. Чем обусловлено разное число падежных окончаний?

Вопрос №5

Определите значение выделенного слова,  употребленого А.С. Пушкинымым и М.Ю. Лермонтовым.

1)    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей. (А.С. Пушкин. Пророк)

2)    И Терек, прыгая, как львица,

С косматой гривой на хребте,

Ревел, — и горный зверь и птица,

Кружась в лазурной высоте,

Глаголу вод его внимали.

 Вопрос №6

Среди приведенных ниже слов найдите одно слово лишнее. Объясните свой выбор.

Приморозить, взбираться, подытожить, восстановить, предыюльский, цыган, границы, бесподлежащный,

Вопрос №7

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: нельзя, преодолеть, облачный, страсть, приятный, намек.

Современное членение

Историческое членение

Оразец:

воскрес-ну-ть

вос-крес-ну-ть (в этом слове тот же корень, что и в словах крест, кресало)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Вопрос №8

Объясните значение приведенных ниже фразеологизмов. Придумайте свои предложения с этими фразеологизмами таким образом, чтобы данные значения реализовались.

 1)Открывать Америку.

2)Из мухи делать слона.

3)Без сучка без задоринки.

4)Бросать слова на ветер.

5)Лебединая песня

Вопрос № 9

Определите, в чем различие синтаксического статуса выделенных в предложениях сочетаний слов:

1)    Я лежу читаю.

2)    Я сел почитать.

Вопрос №10

Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:

1. Читать эту книгу — наслаждение!

2. В твою комнату я велю поселить Андрея с его скрипкой (Ч).

3. Алексей скоро должен был приехать с поля завтракать (А.Н.Т.)

4. Нетерпение доехать до Тифлиса всецело овладело мной (П).

 II тур

 Напишите сочинение – миниатюру на одну из заданных тем:

1)    Друг – это одна душа, живущая в двух телах. (Аристотель)

2)    Друг всем  –  ничей друг. (Аристотель)

3)    Если заводишь новых друзей, не забывай о старых. (Афоризм)

 

  

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2009-2010 учебного года по русскому языку

 

11 класс

Вопрос № 1

Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря, сделав необходимые пометы.

Баловать, бронировать (покрывать броней), дефис, среда (день недели), фанера.

Вопрос № 2

Что общего между словами «финиш» и «запинка». Обоснуйте свой ответ, опираясь на знание истории языка.

 Вопрос №3

Прочитайте отрывки из художественных произведений. В каких значениях употребляется слово управа?

 Описывай, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса. (Пушкин. Борис Годунов)

Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты  (Гоголь. Мертвые души)

 Вопрос №4

Докажите, что слова начало и конец являются этимологически однокоренными.

 Вопрос №5

В чем разница между словами масляный и масленый. Постройте предложения с каждым из этих прилагательных таким образом, чтобы было понятно лексическое значение каждого из них.

Вопрос №6

Составьте словосочетания с предлогами благодаря, вопреки, согласно. Обоснуйте правильность падежной формы существительных.

Вопрос №7

Найдите корни в следующих словах: дали, пила, пришли, простой, стекло.

Вопрос №8

Какое выражение является в данном ряду лишним?

Авгиевы конюшни, адамово яблоко, вавилонская башня, бальзаковский возраст, казанская сирота, чернильное племя, ювеналов бич, юрьев день

Вопрос №9

Что общего у глаголов жениться, мобилизовать, использовать, казнить? Попробуйте продолжить этот ряд хотя бы еще одним  глаголом.

Вопрос №10

Укажите, какие речевые ошибки имеются в приведенных ниже предложениях.  Исправьте предложения.

1)    Выйдя на улицу, мне стало холодно.

2)    Христианство возникло как протест против гнета и насилия со стороны простого народа.

 

II тур

Задание для 11 класса.

Определите стилистическую принадлежность и жанр приведенного ниже текста. Обоснуйте свой ответ. Найдите в тексте «инородные» элементы, нарушающие стилистическую целостность текста.

  Я, Петров Вениамин Макарович, отсутствовал «05» октября на занятиях в институте по причине болезни. В связи с высокой температурой я вынужден был обратиться в поликлинику по месту жительства. Невыносимые муки терзали меня весь этот тягостный день. Принявший меня врач-терапевт выдал мне справку, подтверждающую, что состояние моего здоровья не позволяет мне присутствовать на занятиях. В связи с вышеизложенным, обязуюсь самостоятельно изучить учебный материал, пропущенный мной. Я не посмею нарушить данное мной обещание изучить материал самостоятельно, ибо понимаю тяжесть такого проступка.

Справка о состоянии здоровья прилагается.

 

 

 

Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2009-2010 учебного года по русскому языку

 

9 класс

Вопрос №1

Участники должны  продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.

Ответ: агронОмия, бЕнзопровОд, гУсеница, Иконопись, костюмирОванный,  обеспЕчение, рЕкрут, плЕсневеть, хАОс, шассИ.

Оценка: по одному баллу за каждое правильно разобранное слово, за каждый правильный комментарий – дополнительный балл.

Вопрос №2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Ответ: слова, сгруппированные под буквой (а), отвечают правилу правописания корней с чередующимися гласными. Написание гласных в таких корнях зависит от последующего суффикса.

Оценка: 1 балл за правильно указанный вариант ответа, 2 балла – за комментарий.

Вопрос №3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Ответ: паронимия, паронимы

Величественный – ( исполненный величия – величественные планы) – величавый – (исполненный внутреннего достоинства, внушающий почтение к себе – величавая походка)

Эффективный – ( дающий эффект — эффективное решение вопроса)- эффектный – ( производящий эффект – эффектный костюм)

Экономия – (1. бережливость при расходовании чего –л. Режим экономии. 2. Выгода, достигнутая  при бережном расходовании чего-л. Экономия в деньгах)-  экономика(1. организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой –л. отрасли хозяйственной деятельности – общий рост экономики, 2. научная дисциплина, изучающая какую-н. отрасль производственной, хозяйственной деятельности – изучать экономику)

Оценка: по 1 баллу за каждую правильно описанную пару слов, 0,5 баллов за правильно названное явление.

Вопрос №4

Участники должны  показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Ответ: Общая сема «плести». У слова «плести» («сплести») образовалось переносное значение «придумать», «переврать». На основе этого значения и образовалось значение слова «сплетница»

Оценка: 2 балла за правильно названную общую сему и комментарий, 1 балл за правильно названное проверочное слово.

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова.

Ответ: в древние времена у многих народов: место, на котором сжигались жертвы и перед которым производились обряды, связанные с жертвоприношением. Употреблялось образно и в сравнении. В современном русском языке употребляется в сочетании  возложитьчто-л. на алтарь отечественной науки, искусства, т.е пожертвовать чем-л. во имя науки, искусства

Оценка: 2 балла за правильное определение лексического значения, 0,5 балла за правильный анализ современного значения данного слова.

Вопрос №6

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения:

Ответ: Разделительный Ъ пишется перед буквами Я,Е,Ю,Ё

1)    после приставки, оканчивающейся на согласную,

2)    после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (аб-,  ад-,  диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-)

3)    в сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трех-, четырех-

4)    в середине заимствованных слов: фельдъегерь

До реформы 1917-18гг. называлась «еръ», до середины XII века обозначала сверхкраткий гласный среднего подъема. После падения редуцированных перестала обозначать какой-либо звук.

Оценка: по 1 баллу за каждый пункт правила по написанию Ъ, 1 балл за историческую справку.

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Ответ:

Слово

Современное членение

Историческое членение

Образец:

воскреснуть

воскрес-ну-ть

вос-крес-ну-ть (в этом слове тот же корень, что и в словах крест, кресало)

животина

живот-ин-а

жи-вот-ин-а (в этом слове тот же корень, что и в словах жить, жизнь)

мытарь

мытар- Ø

мыт-ар-ь (в этом слове тот же суффикс, что и в словах вратарь, рыбарь, кустарь)

жертва

жертв-а

жер-тв-а (в этом слове тот же корень, что и в слове жрец)

победа

побед-а

по-бед-а (в этом слове тот же корень, что и в слове беда)

колобок

колобок-Ø

кол-о-бок-ъ (в этом слове тот же корень, что и в слове около + бок)

ругань

руган- Ø

руг-ан-ь (в этом слове тот же корень, что и в слове ругать, ругнуть)

Оценка: по 2 балла за каждое правильно разобранное слово.

Вопрос №8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Ответ: слово «нос» во фразеологизмах практически никак не выявляет своего основного значения: «нос» — орган дыхания. Однако в устойчивых словосочетаниях с носом связывается прежде всего представление о чем-то небольшом, коротком, идея близости (сказка о Колобке, которого Лиса попросила сесть ей на нос) Идея близости лежит в основе таких словосочетаний, как «нос к носу», «под самым носом», « не видеть дальше собственного носа», «бурчать под нос». «Нос воротят», когда что-то не нравится, если человек чем-то огорчен, он «вешает нос», а если он чем-то неоправданно гордится, то «задирает нос».

Не стоит «совать нос не в свои дела», так это означает излишнее любопытство. За нос удобно «водить», когда хочешь кого-то обмануть. А ещё нос можно «утереть», то есть превзойти кого-либо в чем-то. Если же надо что-то запомнить, достаточно это «зарубить себе на носу».

Оценка: по 0,5 балла за правильно названное сочетание, но не более 6 баллов за задание. Дополнительный балл за комментарий к ответу.

Вопрос №9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Ответ: слово спазма изначально относилось к существительным женского рода. Однако наряду с общеупотребимым «спазма» существовал медицинский термин «спазм», который обозначал сужение сосудов. Именно словоформа «спазм» постепенно и вытеснила «спазму», тем более что во множественном числе и «спазма» и «спазм» пишутся одинаково.

Оценка: 2 балла за правильный комментарий.

Вопрос №10

Участники должны показать знание  синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Ответ:

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

 Здесь 2 предложения: 1- Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. – предложение сложное, сложноподчиненное, с придаточными определительными, которые в свою очередь являются предложениями номинативными

2. — Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.-

Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, односоставное, безличное, осложнено вводной конструкцией со значением неуверенности говорящего в своем высказывании.

Оценка: 3 балла за правильно восстановленное стихотворение и расставленные знаки препинания, 5 баллов за правильный комментарий.

 

II тур.

Задание для 9 класса.

 

Напишите сочинение – миниатюру на одну из тем:

  1. Нам дан во владение самый богатый, меткий могучий и поистине волшебный русский язык. ( К.Г. Паустовский)
  2. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. (А. Куприн)
  3. Богатство языка есть богатство мыслей. (Н.М. Карамзин)

 

10 класс

 Вопрос №1

Участники должны  продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.

Ответ:

Гашёный: гашёная известь

ЗаплЕсневеть  -ею, -еет, не реком. заплесневЕть, -Ею, -Еет

Корчёвщик, -а

мизЕрный, -ая, -ое, кратк. форма — -рен, -рна, и доп. мИзерный

прЕсса  -ы, неправ. п(рэ)сса

рЕльсы ,  рЕльсов и доп. Рельс, ед.ч. – рЕльс, -а, не реком. ед- рЕльса, -ы.

Оценка: Каждая правильно составленная статья – 2 балла.

Вопрос №2

Участники должны  продемонстрировать знание истории русского алфавита.

Ответ: Аз – название первой буквы древнего кириллического алфавита, ижица – последняя буква этого алфавита. Поговорка характеризует человека, который не будучи сам достаточно образованным или в чем-то сведущим человеком, указывает на ошибки, промахи и неудачи других, предъявляя им требования гораздо более высокие, нежели к себе.

Оценка: 3 балла за правильное объяснение

Вопрос №3

Ответ: Лишним является слово зебра, так как оно может называть как самку, так и самца этого вида животных.

Оценка: 2 балла за правильный ответ , 2 балла за обоснование.

Вопрос №4

Участники должны продемонстрировать знание морфологических норм русского языка и уметь объяснить правильность употребления форм слов и их происхождение.

Ответ: у слова «кипяток» есть две формы родительного падежа. Помимо окончания –А, в родительном падеже у ряда существительных (вещественных, собирательных) возможно окончание –У, обозначающее часть целого, меру, неполноту объекта. Так, можно налить кипяткА, а можно налить кипяткУ. В последнем случае форма родительного падежа обозначает неполноту объекта.

Оценка: максимальный балл – 5 баллов: 2 за выявление различия, 2 за объяснения значения.

Вопрос №5

Ответ: Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты текстов, содержащие слова с устаревшим значением.

В 19–ом веке и сейчас слово «глагол» обозначает часть речи. «Глагол» — слово, имеющее общий корень со словом «глаголь», обозначавшим букву в древней кириллице. «Глагол» — это заимствование из церковно – славянского языка, вместо слова «гологол»(«гологоглить» – болтать).В приведенных примерах  слово «глагол» имеет значение «речь», «слово», причем речь высокая, торжественная

Оценка: 2 балла за правильное толкование слова, 2 балла за историческую справку (всего 4 балла)

Вопрос №6

Участники должны продемонстрировать знание основных принципов написания слов в русской орфографии в целом и фонетического принципа написания в частности.

Ответ: лишним в данном ряду является слово приморозить, так как его написание полностью соответствует орфографическому принципу написания слов. Остальные слова — взбираться, подытожить, восстановить, предыюльский, цыган, границы, бесподлежащный- содержат элементы, соответствующие фонетическому принципу написания

Оценка: 2 балла за правильный ответ, 2 балла за правильный комментарий

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Ответ:

Современное  членение

Историческое членение

нельзя не-льз-я (исторический корень тот же, что и в слове льгота).
пре-одол-е-ть пре-о-дол-е-ть (корень тот же, что в словах доля, делить; одолеть – взять долю, часть, счастье)
облач-н-ый о-блач-н-ый < *об-влач-н-ый (корень тот же, что и в словах влачить, волочить- с полногласием и неполногласием)
страсть- ø страс-т-ь < *страд-т-ь (корень тот же, что и в слове страд-а-ть)
прият-н-ый при-я-т-н-ый (корень -я-  тот же, что в словах вз-я-ть, по-(н)-я-ть, при-(н)-я-ть)
намек- ø на-мек-ъ (корень тот же, что в словах с-мек-а-ть, с-мек-а-л-к-а, ку-мек-а-ть)

Оценка: по 2 балла за каждое правильно разобранное слово

Вопрос №8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Ответ:1) Открыть Америку –1) Изобретать, выдавать за открытие

что-либо, давно известное. 2) Изрекать банальные, прописные

истины.

2) Из мухи делать слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.

3)     Без сучка без задоринки – безупречно, всегда гладко; без затруднений и осложнений.

4)    Бросать слова на ветер – произносить, говорить и т.п. впустую.

5)    Лебединая песня – последнее, обычно наиболее значительное, произведение кого-либо, последнее проявление таланта, способностей и т.п.

Оценка: по 2 балла за правильный комментарий к каждому фразеологизму и использование его в предложении в соответствии со значением данных фразеологизмов.

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Ответ: 1) в предложении Я лежу читаю выделенные слова являются так называемым осложненным сказуемым. Основное лексическое значение сказуемого заключено в слове «читаю». Данные глаголы не являются однородными сказуемыми, т.к. , если между ними вставить соединительный союз «и», предложение изменит свое значение. (Я сижу и читаю)

2) В предложении я сел почитать инфинитив является обстоятельством цели, так как перед ним можно поставить союз цели чтобы без ущерба для смысла высказывания.

Оценка: по 1 баллу за каждый правильно определенный статус, по 2 балла за правильный комментарий

Вопрос №10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Ответ: 1) Читать эту книгу — наслаждение! – подлежащее, так обозначает определенное состояние. Кроме того, слово читать находится в начале предложения, что характерно для подлежащего.

2. В твою комнату я велю поселить Андрея с его скрипкой (Ч). -дополнение, т.к. в данном предложение разные субъекты действия: велю я, а поселить должен кто-то другой.

3. Алексей скоро должен был приехать с поля завтракать (А.Н.Т.) – обстоятельство цели, т.к. глагол завтракать отвечает на вопрос зачем? С какой целью? Вопрос задается от сказуемого должен был приехать.

4. Нетерпение доехать до Тифлиса всецело овладело мной (П).- определение, так как отвечает на вопрос нетерпение какое?

Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2009-2010 учебного года по русскому языку

 

11 класс

Вопрос № 1

Участники должны  продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные

Ответ: БаловАть- балУю, балУет, не реком. – бАловать, бАлую, бАлует. 

БронировАть- бронирУю, бронирУет.

 ДефИс – (дэ), непр. дЕфис.

средА –вин.пад – срЕды, средАм и срЕдам.

Фанера- не реком. Фа(НЭ)ра

Оценка: по 1 баллу за каждое слово, можно добавить по 1  баллу, если будут даны верные комментарии там, где они необходимы.

Вопрос № 2

Участники должны  продемонстрировать знание историю языка.

Ответ: в славянских языках когда-то отсутствовал звук «ф», который имелся в словах иноязычных. Когда слова с «ф» приходили в русский язык, звук «ф» заменялся звуком «п». Слово «финиш» имеет значение «остановка», «конечная стадия». Слово «запинка» имеет также значение «остановка» (о речи).

Оценка: 3 балла за правильный комментарий.

Вопрос №3

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются отрывки из текстов, известных участникам.

Ответ: Слова управа(1) и управа (2) являются омонимами.

Управа (1)устаревшее значение- управление страной, способ правления.  -

Управа (2) – название государственных учреждений, ведавших административными, общественными и другими делами.

Оценка: по 1 баллу за верно указанное лексическое значение, по 1 баллу за комментарии к отрывкам из текстов.

Вопрос №4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения или одним корнем, но изменившим в истории языка свое значение.

Ответ: Слова начало и конец – однокоренные, так как имеют общий исторический корень  -kenti- в значении «возникать», «начинаться», «граница» (написание с историческим чередованием к – ч). То есть –kenti- чати – начало, -kenti – кон – конец.

 Оценка: 3 балла за правильный ответ.

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать знание семантической системы современного русского языка.

1) слово масленый имеет несколько значений: 1. намазанный, пропитанный или запачканный маслом. Масленый блин. 2. перен. Льстивый, заискивающий. Масленые речи. 3. Чувственный . Масленые глазки.

2) слово масляный образовано от существительного масло и имеет значение «сделанный из масла», «разведенный на масле». Масляные краски.

Вопрос №6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Ответ:

 1) Предлог благодаря употребляется с дательным падежом. Благодаря кому? Чему?

2) Предлог вопреки употребляется с дательным падежом. Вопреки кому? Чему?

3) Предлог согласно употребляется также с дательным падежом, Согласно кому? Чему?

Оценка: по 2 балла за правильно образованные формы. По 1 баллу за комментарии

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

Ответ:  в задании приведены омоформы, у которых корни выделяются в зависимости от частеречной принадлежности и от семантики слова:

дали: от глагола дать – да-

          от существительного даль – дал-

пила: от глагола пить – пи-

          от существительного пила – пил-

пришли: от глагола прислать – шл-

               от глагола прийти – ш-

простой: от существительного простой – стоj-

                от прилагательного простой – прост-

стекло: от глагола стечь – тек-

              от существительного стекло – стекл-

Оценка: по 1 баллу за оба варианта ответа, если приведен только один корень, ответ не засчитывается.

Вопрос №8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Ответ:

1) В данном ряду «лишним» является словосочетание чернильное племя, так как в нем прилагательное не образовано от имени собственного. В остальных фразеологизмах все прилагательные образованы от различных собственных имен.

Оценка: 2 балла за правильный ответ, 3 балла за обоснование.

Вопрос №9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Ответ: особенностью данных глаголов является то, что они относятся к так называемым двувидовым глаголам. В одних и тех же формах они употребляются как в значении совершенного вида. Так и в значении вида несовершенного. Чтобы определить их вид, необходимо анализировать контекст. Двувидовыми глаголами являются также глаголы телеграфировать, военизировать.

Оценка: 2 балла за правильный ответ, 1 бвлл за комментарий, по 1 баллу за правильно добавленные слова.

Вопрос №10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Ответ:

1) Выйдя на улицу, мне стало плохо. – Предложение содержит деепричастный оборот. Известно, что деепричастие с зависимым словом обозначает добавочное действие, то есть имеется глагол, обозначающий действие основное. Следовательно, и глагол и деепричастие должны относиться к одному субъекту (производителю действия). В приведенном примере субъекта (производителя действия) нет, так как это предложение безличное. Исправить предложение можно следующим образом: Выйдя на улицу, я почувствовал, что мне стало плохо.

2) Христианство возникло как протест против гнета и насилия со стороны простого народа. – В предложении неверный порядок слов, в результате чего смысл предложения можно истолковать двояко. Словосочетание со стороны простого народа стоит после слов «гнёта» и «насилия» и, следовательно, соотносится именно с ними. Чтобы исправить предложение необходимо поменять порядок слов: Христианство возникло как протест со стороны простого народа против гнета и наситлия.

 Оценка: по 2 баллу за правильный комментарий к каждому предложению, по 1 баллу за правильную трансформацию предложения.

   II тур.

Приведенный текст написан  официально-деловом стиле. Жанр – объяснительная записка. Приведенные ниже выражения не соответствуют данному функциональному стилю.

Невыносимые муки терзали меня весь этот тягостный день.

Я не посмею нарушить данное мной обещание…