Скачать в формате .doc (170 КБ)
9 класс
Вопрос №1
Поставьте ударение в словах, если надо – прокомментируйте свой выбор. Выделите слова, в которых возможны варианты ударений, найдите слово с двумя ударениями (основным и добавочным): агрономия, бензопровод, гусеница, иконопись, костюмированный, обеспечение, рекрут, плесневеть, хаос, шасси.
Вопрос №2
Какой ряд слов соответствует одному и тому же орфографическому правилу:
а) скачок, блестящий, растение;
б) туманный, сумма, замеченный;
в) молоко, поросенок, огромный;
г) на кровати, из санатория, мешочек.
Вопрос №3
Укажите разницу в лексическом значении слов, как называется такое явление в языке, составьте фразы с каждым из слов:
Величественный — величавый
Эффективный — эффектный
Экономия — экономика
Вопрос №4
Какая общая сема (элемент лексического значения) объединяет слова плетень и сплетница? Как этимологическое родство этих слов отразилось на их правописании? Продолжите этот ряд этимологически родственными словами.
Вопрос №5
Каково значение слова Алтарь в поэме А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «…Младой певец Нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре. Потух огонь на алтаре!»? Каково значение этого слова в современном русском языке?
Вопрос №6
Перед какими гласными буквами может писаться буква «Ъ»? Еще в каких случаях пишется буква «Ъ»? Какие функции данная буква выполняет?
Вопрос №7
Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: животина, мытарь, жертва, победа, колобок, ругань.
Слово |
Современное членение |
Историческое членение |
Образец: воскреснуть |
воскрес-ну-ть |
вос-крес-ну-ть (в этом слове тот же корень, что и в словах крест, кресало) |
животина |
||
мытарь |
||
жертва |
||
победа |
||
колобок |
||
ругань |
Вопрос №8
Вспомните (не менее шести) устойчивых сочетаний русского языка со словом нос например, нос к носу) Каким представляется эта часть человеческого лица (или морды животного) в сознании русского человека?
Вопрос №9
У К.Г. Паустовского мы встречаем фразу «Спазма сжала мне горло». У Ф. М. Достоевского также имеется высказывание «… подавляла начинавшуюся горловую спазму».
Можно ли сказать, что здесь присутствует грамматическая ошибка?
Вопрос №10
Восстановите порядок слов и знаки препинания в стихотворении С. Есенина. Дайте синтаксическую характеристику предложений текста.
Мы, уходим, понемногу, теперь
В страну, ту, тишь, благодать, и, где.
Мне, и, скоро, в дорогу, может быть,
Пожитки, собирать, бренные
II тур
Задание для 9 класса
Напишите сочинение – миниатюру на одну из тем:
- Нам дан во владение самый богатый, меткий могучий и поистине волшебный русский язык. ( К.Г. Паустовский)
- Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. (А. Куприн)
- Богатство языка есть богатство мыслей. (Н.М. Карамзин)
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2009-2010 учебного года по русскому языку
10 класс
Вопрос №1
Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря (замените, где необходимо, букву е на ё), сделав соответствующие пометы: гашеный, заплесневеть, корчевщик, мизерный, пресса, рельсы.
Вопрос №2
В словаре В.И. Даля имеется такая поговорка: Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. Как вы понимаете смысл поговорки?
Вопрос №3
Какое из перечисленных слов является по смыслу лишним?
Медведица, учительница, певица, бабушка, зебра, ростовчанка, пациентка.
Вопрос №4
Просклоняйте параллельно слова «магазин» и «кипяток» в единственном числе. Чем обусловлено разное число падежных окончаний?
Вопрос №5
Определите значение выделенного слова, употребленого А.С. Пушкинымым и М.Ю. Лермонтовым.
1) Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей. (А.С. Пушкин. Пророк)
2) И Терек, прыгая, как львица,
С косматой гривой на хребте,
Ревел, — и горный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали.
Вопрос №6
Среди приведенных ниже слов найдите одно слово лишнее. Объясните свой выбор.
Приморозить, взбираться, подытожить, восстановить, предыюльский, цыган, границы, бесподлежащный,
Вопрос №7
Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: нельзя, преодолеть, облачный, страсть, приятный, намек.
Современное членение |
Историческое членение |
Оразец: воскрес-ну-ть |
вос-крес-ну-ть (в этом слове тот же корень, что и в словах крест, кресало) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопрос №8
Объясните значение приведенных ниже фразеологизмов. Придумайте свои предложения с этими фразеологизмами таким образом, чтобы данные значения реализовались.
1)Открывать Америку.
2)Из мухи делать слона.
3)Без сучка без задоринки.
4)Бросать слова на ветер.
5)Лебединая песня
Вопрос № 9
Определите, в чем различие синтаксического статуса выделенных в предложениях сочетаний слов:
1) Я лежу читаю.
2) Я сел почитать.
Вопрос №10
Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:
1. Читать эту книгу — наслаждение!
2. В твою комнату я велю поселить Андрея с его скрипкой (Ч).
3. Алексей скоро должен был приехать с поля завтракать (А.Н.Т.)
4. Нетерпение доехать до Тифлиса всецело овладело мной (П).
II тур
Напишите сочинение – миниатюру на одну из заданных тем:
1) Друг – это одна душа, живущая в двух телах. (Аристотель)
2) Друг всем – ничей друг. (Аристотель)
3) Если заводишь новых друзей, не забывай о старых. (Афоризм)
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2009-2010 учебного года по русскому языку
11 класс
Вопрос № 1
Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря, сделав необходимые пометы.
Баловать, бронировать (покрывать броней), дефис, среда (день недели), фанера.
Вопрос № 2
Что общего между словами «финиш» и «запинка». Обоснуйте свой ответ, опираясь на знание истории языка.
Вопрос №3
Прочитайте отрывки из художественных произведений. В каких значениях употребляется слово управа?
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса. (Пушкин. Борис Годунов)
Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты (Гоголь. Мертвые души)
Вопрос №4
Докажите, что слова начало и конец являются этимологически однокоренными.
Вопрос №5
В чем разница между словами масляный и масленый. Постройте предложения с каждым из этих прилагательных таким образом, чтобы было понятно лексическое значение каждого из них.
Вопрос №6
Составьте словосочетания с предлогами благодаря, вопреки, согласно. Обоснуйте правильность падежной формы существительных.
Вопрос №7
Найдите корни в следующих словах: дали, пила, пришли, простой, стекло.
Вопрос №8
Какое выражение является в данном ряду лишним?
Авгиевы конюшни, адамово яблоко, вавилонская башня, бальзаковский возраст, казанская сирота, чернильное племя, ювеналов бич, юрьев день
Вопрос №9
Что общего у глаголов жениться, мобилизовать, использовать, казнить? Попробуйте продолжить этот ряд хотя бы еще одним глаголом.
Вопрос №10
Укажите, какие речевые ошибки имеются в приведенных ниже предложениях. Исправьте предложения.
1) Выйдя на улицу, мне стало холодно.
2) Христианство возникло как протест против гнета и насилия со стороны простого народа.
II тур
Задание для 11 класса.
Определите стилистическую принадлежность и жанр приведенного ниже текста. Обоснуйте свой ответ. Найдите в тексте «инородные» элементы, нарушающие стилистическую целостность текста.
Я, Петров Вениамин Макарович, отсутствовал «05» октября на занятиях в институте по причине болезни. В связи с высокой температурой я вынужден был обратиться в поликлинику по месту жительства. Невыносимые муки терзали меня весь этот тягостный день. Принявший меня врач-терапевт выдал мне справку, подтверждающую, что состояние моего здоровья не позволяет мне присутствовать на занятиях. В связи с вышеизложенным, обязуюсь самостоятельно изучить учебный материал, пропущенный мной. Я не посмею нарушить данное мной обещание изучить материал самостоятельно, ибо понимаю тяжесть такого проступка.
Справка о состоянии здоровья прилагается.
Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2009-2010 учебного года по русскому языку
9 класс
Вопрос №1
Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.
Ответ: агронОмия, бЕнзопровОд, гУсеница, Иконопись, костюмирОванный, обеспЕчение, рЕкрут, плЕсневеть, хАОс, шассИ.
Оценка: по одному баллу за каждое правильно разобранное слово, за каждый правильный комментарий – дополнительный балл.
Вопрос №2
Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.
Ответ: слова, сгруппированные под буквой (а), отвечают правилу правописания корней с чередующимися гласными. Написание гласных в таких корнях зависит от последующего суффикса.
Оценка: 1 балл за правильно указанный вариант ответа, 2 балла – за комментарий.
Вопрос №3
Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.
Ответ: паронимия, паронимы
Величественный – ( исполненный величия – величественные планы) – величавый – (исполненный внутреннего достоинства, внушающий почтение к себе – величавая походка)
Эффективный – ( дающий эффект — эффективное решение вопроса)- эффектный – ( производящий эффект – эффектный костюм)
Экономия – (1. бережливость при расходовании чего –л. Режим экономии. 2. Выгода, достигнутая при бережном расходовании чего-л. Экономия в деньгах)- экономика(1. организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой –л. отрасли хозяйственной деятельности – общий рост экономики, 2. научная дисциплина, изучающая какую-н. отрасль производственной, хозяйственной деятельности – изучать экономику)
Оценка: по 1 баллу за каждую правильно описанную пару слов, 0,5 баллов за правильно названное явление.
Вопрос №4
Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.
Ответ: Общая сема «плести». У слова «плести» («сплести») образовалось переносное значение «придумать», «переврать». На основе этого значения и образовалось значение слова «сплетница»
Оценка: 2 балла за правильно названную общую сему и комментарий, 1 балл за правильно названное проверочное слово.
Вопрос №5
Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова.
Ответ: в древние времена у многих народов: место, на котором сжигались жертвы и перед которым производились обряды, связанные с жертвоприношением. Употреблялось образно и в сравнении. В современном русском языке употребляется в сочетании возложитьчто-л. на алтарь отечественной науки, искусства, т.е пожертвовать чем-л. во имя науки, искусства
Оценка: 2 балла за правильное определение лексического значения, 0,5 балла за правильный анализ современного значения данного слова.
Вопрос №6
Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения:
Ответ: Разделительный Ъ пишется перед буквами Я,Е,Ю,Ё
1) после приставки, оканчивающейся на согласную,
2) после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-)
3) в сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трех-, четырех-
4) в середине заимствованных слов: фельдъегерь
До реформы 1917-18гг. называлась «еръ», до середины XII века обозначала сверхкраткий гласный среднего подъема. После падения редуцированных перестала обозначать какой-либо звук.
Оценка: по 1 баллу за каждый пункт правила по написанию Ъ, 1 балл за историческую справку.
Вопрос №7
Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.
Ответ:
Слово |
Современное членение |
Историческое членение |
Образец: воскреснуть |
воскрес-ну-ть |
вос-крес-ну-ть (в этом слове тот же корень, что и в словах крест, кресало) |
животина |
живот-ин-а |
жи-вот-ин-а (в этом слове тот же корень, что и в словах жить, жизнь) |
мытарь |
мытар’- Ø |
мыт-ар-ь (в этом слове тот же суффикс, что и в словах вратарь, рыбарь, кустарь) |
жертва |
жертв-а |
жер-тв-а (в этом слове тот же корень, что и в слове жрец) |
победа |
побед-а |
по-бед-а (в этом слове тот же корень, что и в слове беда) |
колобок |
колобок-Ø |
кол-о-бок-ъ (в этом слове тот же корень, что и в слове около + бок) |
ругань |
руган’- Ø |
руг-ан-ь (в этом слове тот же корень, что и в слове ругать, ругнуть) |
Оценка: по 2 балла за каждое правильно разобранное слово.
Вопрос №8
Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.
Ответ: слово «нос» во фразеологизмах практически никак не выявляет своего основного значения: «нос» — орган дыхания. Однако в устойчивых словосочетаниях с носом связывается прежде всего представление о чем-то небольшом, коротком, идея близости (сказка о Колобке, которого Лиса попросила сесть ей на нос) Идея близости лежит в основе таких словосочетаний, как «нос к носу», «под самым носом», « не видеть дальше собственного носа», «бурчать под нос». «Нос воротят», когда что-то не нравится, если человек чем-то огорчен, он «вешает нос», а если он чем-то неоправданно гордится, то «задирает нос».
Не стоит «совать нос не в свои дела», так это означает излишнее любопытство. За нос удобно «водить», когда хочешь кого-то обмануть. А ещё нос можно «утереть», то есть превзойти кого-либо в чем-то. Если же надо что-то запомнить, достаточно это «зарубить себе на носу».
Оценка: по 0,5 балла за правильно названное сочетание, но не более 6 баллов за задание. Дополнительный балл за комментарий к ответу.
Вопрос №9
Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.
Ответ: слово спазма изначально относилось к существительным женского рода. Однако наряду с общеупотребимым «спазма» существовал медицинский термин «спазм», который обозначал сужение сосудов. Именно словоформа «спазм» постепенно и вытеснила «спазму», тем более что во множественном числе и «спазма» и «спазм» пишутся одинаково.
Оценка: 2 балла за правильный комментарий.
Вопрос №10
Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
Ответ:
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Здесь 2 предложения: 1- Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. – предложение сложное, сложноподчиненное, с придаточными определительными, которые в свою очередь являются предложениями номинативными
2. — Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.-
Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, односоставное, безличное, осложнено вводной конструкцией со значением неуверенности говорящего в своем высказывании.
Оценка: 3 балла за правильно восстановленное стихотворение и расставленные знаки препинания, 5 баллов за правильный комментарий.
II тур.
Задание для 9 класса.
Напишите сочинение – миниатюру на одну из тем:
- Нам дан во владение самый богатый, меткий могучий и поистине волшебный русский язык. ( К.Г. Паустовский)
- Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. (А. Куприн)
- Богатство языка есть богатство мыслей. (Н.М. Карамзин)
10 класс
Вопрос №1
Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.
Ответ:
Гашёный: гашёная известь
ЗаплЕсневеть -ею, -еет, не реком. заплесневЕть, -Ею, -Еет
Корчёвщик, -а
мизЕрный, -ая, -ое, кратк. форма — -рен, -рна, и доп. мИзерный
прЕсса -ы, неправ. п(рэ)сса
рЕльсы , рЕльсов и доп. Рельс, ед.ч. – рЕльс, -а, не реком. ед- рЕльса, -ы.
Оценка: Каждая правильно составленная статья – 2 балла.
Вопрос №2
Участники должны продемонстрировать знание истории русского алфавита.
Ответ: Аз – название первой буквы древнего кириллического алфавита, ижица – последняя буква этого алфавита. Поговорка характеризует человека, который не будучи сам достаточно образованным или в чем-то сведущим человеком, указывает на ошибки, промахи и неудачи других, предъявляя им требования гораздо более высокие, нежели к себе.
Оценка: 3 балла за правильное объяснение
Вопрос №3
Ответ: Лишним является слово зебра, так как оно может называть как самку, так и самца этого вида животных.
Оценка: 2 балла за правильный ответ , 2 балла за обоснование.
Вопрос №4
Участники должны продемонстрировать знание морфологических норм русского языка и уметь объяснить правильность употребления форм слов и их происхождение.
Ответ: у слова «кипяток» есть две формы родительного падежа. Помимо окончания –А, в родительном падеже у ряда существительных (вещественных, собирательных) возможно окончание –У, обозначающее часть целого, меру, неполноту объекта. Так, можно налить кипяткА, а можно налить кипяткУ. В последнем случае форма родительного падежа обозначает неполноту объекта.
Оценка: максимальный балл – 5 баллов: 2 за выявление различия, 2 за объяснения значения.
Вопрос №5
Ответ: Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты текстов, содержащие слова с устаревшим значением.
В 19–ом веке и сейчас слово «глагол» обозначает часть речи. «Глагол» — слово, имеющее общий корень со словом «глаголь», обозначавшим букву в древней кириллице. «Глагол» — это заимствование из церковно – славянского языка, вместо слова «гологол»(«гологоглить» – болтать).В приведенных примерах слово «глагол» имеет значение «речь», «слово», причем речь высокая, торжественная
Оценка: 2 балла за правильное толкование слова, 2 балла за историческую справку (всего 4 балла)
Вопрос №6
Участники должны продемонстрировать знание основных принципов написания слов в русской орфографии в целом и фонетического принципа написания в частности.
Ответ: лишним в данном ряду является слово приморозить, так как его написание полностью соответствует орфографическому принципу написания слов. Остальные слова — взбираться, подытожить, восстановить, предыюльский, цыган, границы, бесподлежащный- содержат элементы, соответствующие фонетическому принципу написания
Оценка: 2 балла за правильный ответ, 2 балла за правильный комментарий
Вопрос №7
Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.
Ответ:
Современное членение |
Историческое членение |
нельзя | не-льз-я (исторический корень тот же, что и в слове льгота). |
пре-одол-е-ть | пре-о-дол-е-ть (корень тот же, что в словах доля, делить; одолеть – взять долю, часть, счастье) |
облач-н-ый | о-блач-н-ый < *об-влач-н-ый (корень тот же, что и в словах влачить, волочить- с полногласием и неполногласием) |
страсть- ø | страс-т-ь < *страд-т-ь (корень тот же, что и в слове страд-а-ть) |
прият-н-ый | при-я-т-н-ый (корень -я- тот же, что в словах вз-я-ть, по-(н)-я-ть, при-(н)-я-ть) |
намек- ø | на-мек-ъ (корень тот же, что в словах с-мек-а-ть, с-мек-а-л-к-а, ку-мек-а-ть) |
Оценка: по 2 балла за каждое правильно разобранное слово
Вопрос №8
Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.
Ответ:1) Открыть Америку –1) Изобретать, выдавать за открытие
что-либо, давно известное. 2) Изрекать банальные, прописные
истины.
2) Из мухи делать слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.
3) Без сучка без задоринки – безупречно, всегда гладко; без затруднений и осложнений.
4) Бросать слова на ветер – произносить, говорить и т.п. впустую.
5) Лебединая песня – последнее, обычно наиболее значительное, произведение кого-либо, последнее проявление таланта, способностей и т.п.
Оценка: по 2 балла за правильный комментарий к каждому фразеологизму и использование его в предложении в соответствии со значением данных фразеологизмов.
Вопрос № 9
Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.
Ответ: 1) в предложении Я лежу читаю выделенные слова являются так называемым осложненным сказуемым. Основное лексическое значение сказуемого заключено в слове «читаю». Данные глаголы не являются однородными сказуемыми, т.к. , если между ними вставить соединительный союз «и», предложение изменит свое значение. (Я сижу и читаю)
2) В предложении я сел почитать инфинитив является обстоятельством цели, так как перед ним можно поставить союз цели чтобы без ущерба для смысла высказывания.
Оценка: по 1 баллу за каждый правильно определенный статус, по 2 балла за правильный комментарий
Вопрос №10
Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
Ответ: 1) Читать эту книгу — наслаждение! – подлежащее, так обозначает определенное состояние. Кроме того, слово читать находится в начале предложения, что характерно для подлежащего.
2. В твою комнату я велю поселить Андрея с его скрипкой (Ч). -дополнение, т.к. в данном предложение разные субъекты действия: велю я, а поселить должен кто-то другой.
3. Алексей скоро должен был приехать с поля завтракать (А.Н.Т.) – обстоятельство цели, т.к. глагол завтракать отвечает на вопрос зачем? С какой целью? Вопрос задается от сказуемого должен был приехать.
4. Нетерпение доехать до Тифлиса всецело овладело мной (П).- определение, так как отвечает на вопрос нетерпение какое?
Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2009-2010 учебного года по русскому языку
11 класс
Вопрос № 1
Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные
Ответ: БаловАть- балУю, балУет, не реком. – бАловать, бАлую, бАлует.
БронировАть- бронирУю, бронирУет.
ДефИс – (дэ), непр. дЕфис.
средА –вин.пад – срЕды, средАм и срЕдам.
Фанера- не реком. Фа(НЭ)ра
Оценка: по 1 баллу за каждое слово, можно добавить по 1 баллу, если будут даны верные комментарии там, где они необходимы.
Вопрос № 2
Участники должны продемонстрировать знание историю языка.
Ответ: в славянских языках когда-то отсутствовал звук «ф», который имелся в словах иноязычных. Когда слова с «ф» приходили в русский язык, звук «ф» заменялся звуком «п». Слово «финиш» имеет значение «остановка», «конечная стадия». Слово «запинка» имеет также значение «остановка» (о речи).
Оценка: 3 балла за правильный комментарий.
Вопрос №3
Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются отрывки из текстов, известных участникам.
Ответ: Слова управа(1) и управа (2) являются омонимами.
Управа (1) – устаревшее значение- управление страной, способ правления. -
Управа (2) – название государственных учреждений, ведавших административными, общественными и другими делами.
Оценка: по 1 баллу за верно указанное лексическое значение, по 1 баллу за комментарии к отрывкам из текстов.
Вопрос №4
Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения или одним корнем, но изменившим в истории языка свое значение.
Ответ: Слова начало и конец – однокоренные, так как имеют общий исторический корень -kenti- в значении «возникать», «начинаться», «граница» (написание с историческим чередованием к – ч). То есть –kenti- чати – начало, -kenti – кон – конец.
Оценка: 3 балла за правильный ответ.
Вопрос №5
Участники должны продемонстрировать знание семантической системы современного русского языка.
1) слово масленый имеет несколько значений: 1. намазанный, пропитанный или запачканный маслом. Масленый блин. 2. перен. Льстивый, заискивающий. Масленые речи. 3. Чувственный . Масленые глазки.
2) слово масляный образовано от существительного масло и имеет значение «сделанный из масла», «разведенный на масле». Масляные краски.
Вопрос №6
Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.
Ответ:
1) Предлог благодаря употребляется с дательным падежом. Благодаря кому? Чему?
2) Предлог вопреки употребляется с дательным падежом. Вопреки кому? Чему?
3) Предлог согласно употребляется также с дательным падежом, Согласно кому? Чему?
Оценка: по 2 балла за правильно образованные формы. По 1 баллу за комментарии
Вопрос №7
Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.
Ответ: в задании приведены омоформы, у которых корни выделяются в зависимости от частеречной принадлежности и от семантики слова:
дали: от глагола дать – да-
от существительного даль – дал-
пила: от глагола пить – пи-
от существительного пила – пил-
пришли: от глагола прислать – шл-
от глагола прийти – ш-
простой: от существительного простой – стоj-
от прилагательного простой – прост-
стекло: от глагола стечь – тек-
от существительного стекло – стекл-
Оценка: по 1 баллу за оба варианта ответа, если приведен только один корень, ответ не засчитывается.
Вопрос №8
Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.
Ответ:
1) В данном ряду «лишним» является словосочетание чернильное племя, так как в нем прилагательное не образовано от имени собственного. В остальных фразеологизмах все прилагательные образованы от различных собственных имен.
Оценка: 2 балла за правильный ответ, 3 балла за обоснование.
Вопрос №9
Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.
Ответ: особенностью данных глаголов является то, что они относятся к так называемым двувидовым глаголам. В одних и тех же формах они употребляются как в значении совершенного вида. Так и в значении вида несовершенного. Чтобы определить их вид, необходимо анализировать контекст. Двувидовыми глаголами являются также глаголы телеграфировать, военизировать.
Оценка: 2 балла за правильный ответ, 1 бвлл за комментарий, по 1 баллу за правильно добавленные слова.
Вопрос №10
Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
Ответ:
1) Выйдя на улицу, мне стало плохо. – Предложение содержит деепричастный оборот. Известно, что деепричастие с зависимым словом обозначает добавочное действие, то есть имеется глагол, обозначающий действие основное. Следовательно, и глагол и деепричастие должны относиться к одному субъекту (производителю действия). В приведенном примере субъекта (производителя действия) нет, так как это предложение безличное. Исправить предложение можно следующим образом: Выйдя на улицу, я почувствовал, что мне стало плохо.
2) Христианство возникло как протест против гнета и насилия со стороны простого народа. – В предложении неверный порядок слов, в результате чего смысл предложения можно истолковать двояко. Словосочетание со стороны простого народа стоит после слов «гнёта» и «насилия» и, следовательно, соотносится именно с ними. Чтобы исправить предложение необходимо поменять порядок слов: Христианство возникло как протест со стороны простого народа против гнета и наситлия.
Оценка: по 2 баллу за правильный комментарий к каждому предложению, по 1 баллу за правильную трансформацию предложения.
II тур.
Приведенный текст написан официально-деловом стиле. Жанр – объяснительная записка. Приведенные ниже выражения не соответствуют данному функциональному стилю.
Невыносимые муки терзали меня весь этот тягостный день.
Я не посмею нарушить данное мной обещание…