Тема казачества в русской литературе (2013 г.)

Скачать в формате .doc (68 КБ)

Тема казачества в русской литературе.
Образ казака был отображен во многих произведениях литературы и искусства. Основу для литературных произведений составили народные казачьи песни, баллады (думы), эпистолы (знаменитые письма запорожцев турецкому султану, сохранившиеся в нескольких списках), сказки и легенды.

Наиболее ярким образцом такого творчества может служить «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», составленная и записанная в 40 – годах XYII века.
Другим фольклорным источником о казачестве служат казацкие думы – своеобразные музыкально – поэтические произведения, исполняемые под аккомпанемент бандуры (кобзы). Думы воспевали подвиги казачества в борьбе с турками и татарами, рассказывали о тяжести турецкой неволи, о бегстве из нее. («Маруся Богуславка», «Дума про Байду» и др.). Образ казака в думах не только подчеркивает его мужественность и самопожертвование, но и глубокий лиризм, углубленность в собственные переживания и мысли.
Из дум и баллад впоследствии формировался казачий песенный фольклор, огромный по объему и едва изученный.
Тематика многих исторических песен та же , что и дум: о подвигах казацких вожаков («Наш Бакланов удалой»), о тяжкой казачьей судьбе. Особое место занимают песни, отображающие реальные исторические события – как, например, «Песня о беседе терских казаков с Иваном Грозным».
Удаль, лихость и поэтичность казачьих песен послужили причиной их быстрого и повсеместного распространения, причем восприятие их было настолько полным, что многие из них стали называть русскими народными: «Черный ворон», «Ты воспой, ты воспой в саду соловейка», «Розпрягайте, хлопци, конэй» и др.

…Эх ты, степь моя, Дикое Поле,
Голытьба, курени и простор…
Эх ты, волюшка, вольная воля, —
Ни лесов, ни стесняющих гор…

(Н.А. Келин. Казачья песня.)

«Казачество отворило дверь всем нетерпеливым и нелюбящим покоя, всем искавшим приключений и жаждавшим сильных ощущений, всем, рвавшимся к опасным подвигам… Оно вполне соответствовало тому буйному началу, которое выражается русским словом «удаль»», — писал А.И. Герцен.
В школьной практике для изучения литературы Дона и о Доне в каждом  классе отводится определенное количество часов. Так при изучении темы « Устное  народное творчество»  обращаемся в каждом классе к донскому фольклору:
5 класс – малые жанры фольклора – пословицы, поговорки жителей Дона, загадки Дона, сказы, былички, байки Дона, донские народные сказки.
6 класс – предания и легенды, мифы.
7 класс – донская былина («Об Илье Муромце», «О Добрыне Никитиче», «Об Алеше Поповиче», «О Дюке Степановиче») .
8 класс – песни казаков Дона, исторические песни, строевые казачьи песни, песни о народных героях – полководцах, лирические казачьи песни.
В старших классах ( 9 – 11 классы) особое внимание уделяется прозаическим  произведениям.
Цели регионального компонента литературного образования сосредоточены на
1)      обогащении  духовного мира учащихся;
2)  воспитании у школьников готовности к самосовершенствованию, толерантности в условиях многонационального региона, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к нравственным ценностям  донской культуры;
3) развитии читательской культуры и потребности в самостоятельном чтении художественной литературы Дона и о Доне.
Таким образом, региональный компонент является важной составляющей частью школьного литературного образования. В настоящее время в школьной практике использую самые разнообразные формы подачи материала, в том числе и при изучении творчества  донских писателей: уроки – лекции, уроки – диспуты в старших классах, уроки – беседы по прочитанному, при изучении языковых особенностей произведения применяю метод исследования; учащиеся готовят доклады, сообщения, выполняют творческие работы по заданным темам, в последнее время результатом совместной работы учителя и ученика стала презентация. Подготовлены презентации по литературе, русскому языку по теме «Лексика», а также презентации по внеклассной работе, выпуск литературной газеты «Эрудит» — результат совместной работы учащихся 6 класса и учителя.
Казаки были и героями произведений  А.С.Пушкина, написанных в  двадцатые годы. Наиболее полно казачество отображено в поэме «Полтава» и повести «Капитанская дочка».
Образ Емельяна Пугачева в «Капитанской дочке» - своеобразная литературная переработка научного материала, разработанного и обобщенного в «Истории пугачевского бунта». Сущность образа Пугачева в повести очень образно отображена в старинной сказке об орле и вороне, рассказанной им Петру Гриневу: лучше прожить тридцать три года орлом, а не триста лет и три года вороном. Пугачев не воспринимается как обычный бунтовщик, и даже как отрицательный герой. Его бунт – это предшественник Сенатской площади, польского восстания, кавказской войны. Он бунтует против власти, но не против отечества, как и многие современники Пушкина. И поэтому Пугачев не лишен благородства, ему чужды понятия чести и долга, равные его собственным.
О характерах людей, их взаимоотношениях рассказывает А.С.Пушкин в стихотворении  «Казак».

Раз, полунощной порою,
Сквозь туман и мрак,
Ехал тихо над рекою
Удалой казак.
Черна шапка набекрени,
Весь жупан в пыли.
Пистолеты при колене,
Сабля до земли.

За вольнолюбивые стихи император Александр Первый выслал Пушкина из Петербурга в захолустный Екатеринослав, где он заболел и где его, больного, в бреду поздним вечером 26 мая 1820 года нашли в бедной хижине приехавшие их Киева Раевские.

Путь лежал на Кавказские Воды.

В Таганрог приехали рано, остановились у градоначальника. На следующий день путешественники выехали в Ростов. За станицей экипажи покатили до большого тракта Ростов – Новочеркасск.  Тракт проходил через рощу и остатки сада дачи атаманов Ефремовых. Слева от дороги увидели огромный раскидистый дуб. Судя по толщине его ствола у основания, дуб был очень стар. «Какое могучее дерево и какая сила жизни»,- думал Пушкин, любуясь великаном. И вдруг он приметил: полускрытая листвой, на ветке дуба сидела девушка в длинном ярком платье, схваченном у талии цветным пояском.

- Смотри, Николай, русалка на ветвях сидит!
Раевский рассмеялся:
— На дубе сидит простая девушка – казачка, но ты не был бы Пушкиным, если бы не увидел в ней русалку.
Оба расхохотались.

Через восемь лет, в 1828 году, во втором издании поэмы «Руслан и Людмила» впервые был напечатан пролог «У лукоморья дуб зеленый». В нем есть такие строчки:

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит,
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…

Другого лукоморья, кроме азовского, Пушкин не видел, не знал. И когда писал свой чудесный пролог, видел перед собой азовское лукоморье, а невдалеке от него старый дуб. Впрочем, и само низовье Дона (да еще в половодье!) могло восприниматься как продолжение лукоморья.

Казачьи мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова проникнуты глубоким, хотя нередко и завуалированным, этнографизмом. Поездки по Кавказской линии, пребывание поэта в терских и кубанских станицах давали поэту богатый материал для его произведений. « Мне  как – то случилось прожить две недели в казачьей станице на левом фланге», — начинается «Фаталист».  В сентябре 1837 года Лермонтов был на Тамани. Писатель рассказал о людях, населяющих этот казачий край. Чувствуется, что и сама Тамань, и казаки ему полюбились. Сейчас существует Дом – музей Лермонтова в Тамани, который часто посещают кубанские казаки и их дети. В повести «Тамань» автор продемонстрировал недюжинный интерес к этноречевой характеристике своих персонажей. И действительно, четырнадцатилетний слепой мальчик, упорно разговаривающий с посторонними на «малороссийском наречии», в «своем» окружении «изъяснялся чисто по – русски», что «поразило» Печорина. В «Фаталисте» Лермонтов упоминает о казачках, «прелесть которых трудно постигнуть, не видав их».

Сами казаки по достоинству оценили как жизненную достоверность, так и поэтическую прелесть «Казачьей колыбельной песни» , написанной М.Ю. Лермонтовым.
По версии видного лермонтоведа  И.Л. Андронникова «Казачья колыбельная песня» написана Лермонтовым в станице Старомышастовской на Кубани, где поэт подарил « на зубок младенцу» серебряную наполеоновскую монету. Молодого офицера интересовали особенности казачьего быта, слышанное и увиденное неброскими, но содержательными черточками фиксировалось в лермонтовском творчестве.
Видный деятель казачьего зарубежья профессор В.Г. Улитин писал, что «юный Лермонтов увековечил задушевно – прекрасный образ матери – казачки , в котором отразилась вся сущность природы казака.
В казачьих станицах Терека и Кубани весьма популярны песни на слова М.Ю. Лермонтова. Как известно, чуждые слова и книжные обороты в песнях литературного происхождения подвергаются в народе переделке применительно к живому народному языку. Но составитель сборника «Песни гребенских казаков» Б.Н. Путилов отмечал, что «тексты лермонтовских  стихов в фольклорном бытовании не подвергаются существенным изменениям.».  Это в очередной раз доказывает, что образы и эпитеты лермонтовских стихотворений сродни казачьим песням. Другая причина бытования текстов Лермонтова в народе («В полдневный жар в долине Дагестана», «Выхожу один я на дорогу», «Много красавиц в аулах у нас», «Не плачь, не плачь, дитя мое», «Бородино», «Горные вершины») – необычайная музыкальность поэта.
Лермонтов остался неуязвимым и совершенным как один из музыкальнейших поэтов России. Не менее музыкальности и близости к казачьему фольклору большое значение имеет всегдашняя актуальность и нужность нам лермонтовской поэзии.  Когда Кубанский  государственный академический казачий хор под руководством В.Г. Захарченко исполняет «Бородино», , буквально содрогаешься от слов, обращенных к нашему поколению:

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя
Богатыри – не вы!

В июне 1840 года, по дороге в Чечню , М.Ю. Лермонтов три дня гостил в Новочеркасске у генерала М.Г. Хомутова, о чем писал в письме А.А. Лопухину. Много места в письме занимает описание казачьего театра.
Лермонтов любил все, что связано с казаками: оружие, одежду, язык, традиции, песни… Носил казачью бурку. Казаки тоже уважали поручика Тенгинского пехотного полка Лермонтова, знали его творчество.
Очень красиво о казаках пишет выдающийся писатель Н.В. Гоголь. Какими героическими образами наполнены его произведения! Непреклонный Остап, даже под пытками не проронивший ни звука, чтобы не показать слабости врагам. Его отец Тарас Бульба , отдавший жизнь за то, чтобы сохранить православный дух и независимость казаков.
Писатель глубоко знал повседневную жизнь казачества, рисовал картины его быта. Очень ярко это прослеживается в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
Наиболее полно и образно кавказское казачество изображено в повести  Л.Н. Толстого «Казаки» (подзаголовок «Кавказская повесть 1852 года). В произведении описана бурная приграничная жизнь кавказского линейного казачества – совершенно особой категории казаков, живших в самой беспокойной местности вдоль границ Большой Чечни в военном поселении ( на Кавказской линии). Толстой, побывавший в молодости на Кавказе, прекрасно знал Казаков и описал их со всеми подробностями натуры в стиле Н.В. Гоголя. « На этой плодородной, лесистой и богатой растительностью полосе живет с незапамятных  времен  воинственное, красивое и богатое староверческое русское население , называемое гребенскими казаками» Дело казаков Платова под Миром. 26 июня ( 8 июля) Перед Платовым и его конницей была поставлена задача: любой ценой задержать наступление противника. Замысел Платова заключался в том , чтобы применить не раз успешно проверенный донцами в боях так называемый вентерь, представлявший собой метод заманивания. 28 июня (10 июля) произошел новый жестокий бой (кавалерийский), длившийся четыре часа с переменным успехом. 2 (14) июля казаки Платова по приказу Багратиона в течение суток сдерживали авангардные части французов, чтобы дать возможность армейским  обозам переправиться через Припять. Успешные арьергардные бои корпуса Платова позволили 2–й армии беспрепятственно достичь Бобруйска, где она и сосредоточилась 6 (18 ) июля.
Очередная попытка противника окружить войска  Багратиона потерпела фиаско.
*  Вершиной романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» являются заключительные страницы 4 – й книги.  Возвращение Григория Мелехова в хутор Татарский, свидание с Мишаткой. – « Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.
*  В мою задачу входит не только показать различные слои населения на Дону за время двух войн и революции, не только проследить за трагической судьбой отдельных людей, попавших в мощный водоворот событий, происходивших в 1914 – 1921 годах, но и показать людей в годы мирного строительства при Советской власти. Этой задаче и посвящена моя последняя книга – «Поднятая целина».

                                                                                                   Михаил Ковалев

 

В станице Вешенской

Как будто бы снова за томом том
Листаю романа страницы…
Прославленный тихий Дон.
Вешенская станица.
Вот он течет,
Огибая дугу,
Тихий и синий.
Кто это там на другом берегу?
Может, Аксинья?..

Литература:

  1. Е.И. Краснов, А.В. Пониделко. Новочеркасск. Столица мирового казачества.  М., ВАГРИУС, 2008 г.
  2. В. Грут, Г. Курков. Военная энциклопедия казачества.  М., «Яуза», «Эксмо», 2009 г.
  3. Андрей Данцев. Город на холме. Казачья столица : приметы прошлого. Новочеркасск. « НОК», 2005 г.
  4. В. Бурняшев. Гроза с Дона, г. Сальск, 2004 год
  5. Е. Федоров. Ермак. М., «Эксмо», 1998 г.
  6. Г. Семенихин. Новочеркасск. М., «Современник», 1984 г.
  7. Дм. Петров – Бирюк. Сказание о казаках. Ростов – на – Дону. Ростовское книжное издательство, 1998 г.